В ряде случаев соматическим расстройствам сопутствуют нервно-психические. Дети могут страдать неврозами, нарушением сна, они могут испытывать сложности в овладении школьной программой, при общении со сверстниками или родителями. В тяжелых случаях мы выявляем болезненное снижение настроения, работоспособности, обучаемости. Невротические расстройства поддерживают соматическое расстройство. В ряде случаев заболевания ребенка связаны с потерей близких родных, друзей, иногда – любимых животных.
Отделение психотерапии находится в новом зданиии после реконструкции и оснащено новейшим оборудованием для реабилитации детей.
В последние годы доказано, что социально-психологические факторы участвуют в формировании заболеваний и влияют на их течение. По данным нашего санатория от 50 до 70% школьников и 35% детей дошкольного возраста нуждаются в психотерапевтической помощи.
Социально-психологическую и психотерапевтическую помощь детям и подросткам оказывают сотрудники отделения психотерапии: врачи-психотерапевты и психологи.
Все специалисты отделения сертифицированы, имеют специализацию и квалификационные категории по медицинской психологии и психотерапии. Научным консультантом отделения является проф., д.м.н. Эйдемиллер Э.Г.
На курс психотерапии пациент принимается после оформления законным представителемв письменном виде "Заявки на курс психотерапии" и анкеты.
Схема лечебно-диагностического процесса следующая:
- Отбор и учет нуждающихся (направления врачей, просьба родителей, результаты экспресс-диагностики, мнение педагогов)
- Диагностика нервно-психического состояния с целью выявления показаний и противопоказаний для психотерапии
- Подбор метода и формы психотерапии, ее проведение
- Определение эффективности психотерапии с использованием показателей соматического и психического статуса
Во время диагностики сотрудники знакомятся с историей жизни и заболевания ребенка, учитывают данные его обследований на всех этапах лечения. Далее проводится беседа с ребенком и психологическое исследование с использованием необходимых в каждом конкретном случае методик. В настоящее время внедрены более 50 психодиагностических методик. Все данные конфиденциальны, результаты не оглашаются, используются в лечебных целях.
В завершении диагностического этапа определяется направление психологической коррекции и форма ее проведения. Методы диагностики и психотерапии мы подбираем с учетом возраста детей, особенностей их личности и расстройства.
Психотерапия и психологическая коррекция проводятся индивидуально или в группе с использованием многих психотерапевтических подходов – рациональной психотерапии, игровой и арттерапии, телесно-ориентированной, музыкотерапии и др. Сеансы психотерапии проходят в форме игры, беседы, обсуждения. Разработана программа краткосрочной психотерапии подростков с соматическими расстройствами. Используется гипнотерапия в виде сна–отдыха. Подростки обучаются приемам саморегуляции, аутотренинга.
Все помещения отделения уютны, рационально оборудованы.
Используется семейный подход к решению психологических проблем детей и подростков. Проводятся беседы с родителями, в ходе которых мы предоставляем новейшую информацию, связанную с особенностями детей различного возраста, методами их воспитания. Предоставляется возможность проведения семейной психотерапии или индивидуальной психотерапии для родителей.
После проведения курса лечения мы вновь проводим диагностику для оценки результатов, предоставляем информацию пациентам, составляем с ними план дальнейшей реабилитации (продолжение прерывистых курсов в РЦ, обращение к специалистам по месту жительства, коррекция взаимоотношений в семье, школе и т.д.). Большое внимание уделяем беседам с родителями при обращении на отделение и при выписке ребенка из санатория, даются подробные рекомендации по дальнейшему лечению.